| |

Крыло обратной стреловидности

 

Крыло обратной стреловидности (КОС) - крыло с отрицательной стреловидностью.

Преимущества

  • позволяет улучшить управляемость на малых полётных скоростях.
  • повышает аэродинамическую эффективность во всех областях лётных режимов.
  • компоновка с крылом обратной стреловидности оптимизирует распределения давления на крыло и переднее горизонтальное оперение
  • позволяет уменьшить радиолокационную заметность самолёта в передней полусфере.

Недостатки

  • КОС особо подвержено аэродинамической дивергенции (потере статической устойчивости) при достижении определенных значений скорости и углов атаки.
  • требует конструкционные материалы и технологии позволяющие создать достаточную жесткость конструкции.

Серийные самолеты с КОС

  • Чехословацкий планер LET L-13 обладает малым углом обратной стреловидности крыла. Впервые поднялся в воздух в 1956 году, с тех пор произведено более 2500 экземпляров.
  • Немецкий планер Schleicher K 7 впервые поднялся в воздух в 1957 году, с тех пор произведено более 500 экземпляров.
  • Немецкий планер Schleicher ASK 13 впервые поднялся в воздух в июле 1966 года, с тех пор произведено более 700 экземпляров.
  • Гражданский самолёт HFB-320 Hansa Jet, впервые поднявшийся в воздух 21 апреля 1964 года
  • Учебный самолёт Saab MFI-15 Safari, впервые поднявшийся в воздух в 1969 году
  • Американская стратегическая крылатая ракета Хьюз AGM-129 ACM, предназначенная для вооружения бомбардировщиков B-52 Stratofortress. Однако выбор крыла обратной стреловидности был обусловлен, в первую очередь, соображениями малозаметности: радиолокационное излучение, отраженное от передней кромки крыла, экранировалось корпусом ракеты.

Экспериментальные самолеты с КОС

  • Первым реактивным самолетом с крылом обратной стреловидности стал германский бомбардировщик Юнкерс Ju-287. Машина, совершившая первый полет в феврале 1944 года, была рассчитана на максимальную скорость 815 км/ч. В дальнейшем два опытных бомбардировщика этого типа достались СССР в качестве трофеев.
  • В 1945 году по заданию ЛИИ конструктором П. П. Цыбиным был создан экспериментальный планер ЛЛ-З, вышедший на испытания в 1947 году, имел крыло обратной стреловидности и достигал скорости 1150 км/ч (М=0,95).
  • В США по заказу BBC был построен самолет Northrop Grumman X-29. Первый полет экспериментального самолета состоялся 14 декабря 1984 года. До 1991 года две построенные машины выполнили, в общей сложности, 616 полетов. Однако программа X-29A расценивается в США как неудачная.
  • В конце сентября 1997 года состоялся полет нового экспериментального самолёта, Су-47 "Беркут", который мог стать прототипом отечественного истребителя пятого поколения, однако программа была закрыта в связи с разработкой и успешными испытаниями ПАК ФА (Т-50).

Главная страница >>


 
Copyright © 2010+ webmaster@